Зарегистрироваться Войти

Потсдам: достопримечательности

Эксперты турне

Хотите рассказать о своем городе всему миру?
Станьте Экспертом Turne.com.ua и у Вас будет такая возможность.

 

Курорт
Страна
Потсдам
Германия
Потсдам: о курорте
Карта Потсдама
Достопримечательности Потсдама
Фото Потсдама

Поиск тура
Страна
Дата выезда (±4 дня):  дата
Цена: до грн.
space

Всемирное наследие

В 1990 году весь культурный ландшафт Потсдама на основании совместной заявки двух федеральных земель был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С этого момента парки Сан-Суси, Новый сад, Бабельсберг, Глинике и Пфауэнинзель вместе со своими дворцами получили статус объектов Всемирного наследия. В 1992 году к ним присоединился дворец и парк Закров с церковью Спасителя в Закрове. В 1999 году Всемирное наследие в Потсдаме пополнилось ещё 14 памятниками, среди которых дворец и парк Линдштедт, русская колония Александровка, Бельведер на Пфингстберге, Императорский вокзал и обсерватория в Бабельсбергском парке. Всемирное наследие в Потсдаме занимает около 500 га парковой площади, включает в себя 150 сооружений, построенных в период с 1730 по 1916 годы. Берлинско-потсдамский культурный ландшафт является самым крупным объектом Всемирного наследия в Германии.

Дворцы и сады

Сегодня Потсдам в первую очередь известен как город дворцов и садов. В берлинско-потсдамском культурном ландшафте располагается около 20 дворцов. Самой известной достопримечательностью Потсдама и одновременно символом города является дворец Сан-Суси с прилегающим к нему парком. Небольшой по размерам летний дворец в стиле рококо был построен в 1745—1747 годах по эскизам прусского короля Фридриха Великого. Расположение летнего дворца на юго-западе города-резиденции Потсдама наводит на параллель с Версалем и Парижем. Новый дворец — самый крупный дворец города Потсдама. Он располагается в западной части парка Сан-Суси. Его строительство началось по окончании Семилетней войны в 1763 году и завершилось в 1769 году. Новый дворец считается последним значимым дворцовым сооружением в стиле прусского барокко. Фридрих предполагал использовать его исключительно в представительских целях, в распоряжении короля для этого во дворце имелось свыше 200 помещений, четыре парадных зала и театр в стиле рококо. Более 400 статуй античных богов украшают фасад и балюстраду на крыше дворца. За свои размеры и богатый декор Фридрих Великий называл дворец фанфаронадой.

Оранжерейный дворец на холмах между Клаусбергом и дворцом Сан-Суси был построен при «романтике на троне» Фридрихе Вильгельме IV в 1851—1864 годах. Возведение дворца было частью масштабного проекта Триумфальной улицы, которая должна была начинаться от триумфальных ворот и заканчиваться у Бельведера на Клаусберге. Этот проект так и не был осуществлён вследствие политических беспорядков Мартовской революции и нехватки финансирования. Оранжерейный дворец был построен в стиле итальянского ренессанса по подобию виллы Медичи в Риме и Уффици во Флоренции.

В потсдамском Новом саду, непосредственно на берегу Святого озера в 1787—1792 годах при короле Фридрихе Вильгельме II был построен Мраморный дворец. Архитектор Карл фон Гонтард, а с 1789 года Карл Готтгард Лангганс возвели дворец в стиле классицизма. Квадратный в основании двухэтажный дворец был построен из красного крипича. Плоскую крышу кубического дворца украшает ротонда, с которой открываются великолепные виды, в том числе на Пфауэнинзель.

Самым известным из семи парков Потсдама является парк Сан-Суси. По приказу Фридриха Великого в 1744 году на тогда именовавшейсяПустынной горе были заложены террасы виноградников. Главная аллея парка длиной 2,5 км связывает дворец Сан-Суси с Новым дворцом. Парк Сан-Суси богат достопримечательностями. Помимо дворцов, павильонов, храмов и скульптур на его территории также разместился ботанический сад и историческая мельница.

Новый сад был заложен в 1787 году. В соответствии с духом времени он отражал современные тенденции садовой архитектуры и отличался от барочного парка Сан-Суси, в его оформлении ощущается выраженный ландшафтный характер. Деревья и кустарники не подстригались, а сохраняли естественную форму. Наиболее известные сооружения Нового сада — дворец Цецилиенхоф и Мраморный дворец, но также небольшая пирамида, сфинкс у египетского портала оранжереи и обелиск.

Оформлением парка Бабельсберг занимались Петер Йозеф Ленне и князь Герман фон Пюклер-Мускау. Холмистая местность у реки Хафель была превращена в парк в 1833 году. На его территории помимо двух дворцов расположена башня Флатов высотой 46 м, с которой открывается великолепный вид на город. Тяжёлые времена для парка Бабельсберг наступили после возведения Берлинской стены в 1961 году. Парк оказался в закрытой пограничной зоне и оказался в запущении. В настоящее время парк Бабельсберг вернул себе былую красоту и открыт для посетителей. В парке расположен кампус Потсдамского университета.

Остров Дружбы расположен в центре города. Своё название он получил почти 150 лет назад благодаря располагавшейся там гостиному двору. По предложению садовода и философа Карла Фёрстера в 1938—1940 годах здесь был создан первая постоянная садоводческая выставка зимостойких цветочных кустарников, папоротников и растений. Самый древний сад Потсдама — Люстгартен, который был заложен в 1660 году при Великом курфюрсте перед потсдамским Городским дворцом. В 2001 году Люстгартен был восстановлен в современной форме. Дикий парк Потсдама, который называли «забытым садом Ленне», был заложен в 1843 году, его площадь составляет 875 га. Вход в него находится у железнодорожной станции Потсдам—Сан-Суси, известной своим Императорским вокзалом. Народный парк Потсдама — самый новый парк города. Он был открыт в 2001 году на бывшей территории военного назначения. В Народном парке находится потсдамская Биосфера — тропический сад в теплице, рассчитанной на 20 000 растений.

Кварталы и площади

Европейский облик, который Потсдам приобрёл, став городом-резиденцией, нашёл своё отражение как в культуре, так и архитектуре. Наряду с сооружениями в разнообразных архитектурных стилях и различных исторических эпох в Потсдаме можно обнаружить типичные жилые дома голландцев и русских, которые строились для переселенцев из этих стран. Вкусы своего времени отражают экзотические здания, как, например, китайский домик XVIII века или швейцарские дома в Клайн-Глинике, построенные в XIX веке. В норвежском стиле была построена матросская станция Kongsnaes (большей частью разрушена в 1945 году), а в английском сельском стиле — дворец Цецилиенхоф в Новом саду. Несмотря на более чем тысячелетнюю историю города, в Потсдаме не сохранилось средневековых построек. Местные правители в своих амбициозных архитектурных проектах демонстрировали пристрастие к новшествам культуры и технического развития.

Чтобы привлечь в город голландских ремесленников, по приказу «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I в 1733—1740 годах был построен голландский квартал. Работы осуществлялись под руководством одного из первых переселенцев, архитектора Яна Баумана. В расположенном в центре города квартале разместилось 134 дома из красного кирпича, разделённых двумя улицами на четыре блока. Квартал ограничивают Науэнские ворота и церковь Петра и Павла.

В северной части города в 1826—1827 годах была построена русская колония Александровка для последних двенадцати певцов русского хора. Петер Йозеф Ленне придал посёлку форму ипподрома с андреевским крестом внутри. В знак дружеских отношений, связывавших Гогенцоллернов с Романовыми, посёлок был назван в честь умершего в 1825 году царя Александра I. Посёлок состоит из тринадцати фахверковых домов. Внешние стены отдельно стоящих одно- и двухэтажных домов с фронтонами обиты деревом, чтобы напоминать русские избы. Вблизи русского посёлка на горе Капелленберг находится построенный для колонистов Александро-Невский храм.

Расположенный в Бабельсберге Ткацкий квартал в Новавес и местная церковь Фридрихскирхе в его центре были построены по приказу Фридриха Великого в 1751 году для богемских протестантов. Фридрих II освободил религиозных беженцев от налогов и предоставил свободу вероисповедания. Король приказал посадить орешник, древесина которого использовалась в производстве ружей. Начиная с 1780 года появились посадки тутового дерева для шелководства.

Исторический центр города — Старый рынок. Здесь были возведены Городской дворец, церковь Св. Николая, Люстгартен и Старая ратуша. Во времена ГДР здесь также появились высотное здание отеля «Меркур», здание Высшей специальной школы Потсдама и музей кино. На месте снесённого Городского дворца планируется возвести новое здание бранденбургского ландтага.

Новый рынок Потсдама, появившийся в XVII—XVIII веках, — одна из великолепно сохранившихся барочных площадей Европы. В юго-западной части площади расположено бывшее здание каретного двора, а ныне Дом бранденбургско-прусской истории. Кабинетхаус на Новом рынке был городским дворцом, в этом здании родились будущий король Фридрих Вильгельм III и Вильгельм Гумбольдт. В зданиях на Новом рынке сейчас располагается ряд учреждений культуры и науки.

Площадь Луизенплац соединяет пешеходную зону Бранденбургской улицы с аллеей у входа в парк Сан-Суси со знаменитой зелёной решёткой. Зелёные насаждения и оформление площади в середине XIX века были поручены Петеру Йозефу Ленне, который воздвиг в центре Луизенплац фонтан. В 1930-е годы площадь была заасфальтирована, а вместо сквера появилась парковка. С 1770 года Луизенплац и Бранденбургскую улицу разделяют Бранденбургские ворота.

Городские ворота

Гарнизонный город, Потсдам был окружён городской стеной, которая служила не для его защиты, а преимущественно для предотвращения дезертирства солдат и контрабанды товаров. Городская стена соединяла городские ворота, из которых до настоящего времени сохранилось трое: малые Бранденбургские ворота, Науэнские ворота и Охотничьи ворота. Утраченные Тельтовские ворота находились на юго-восточной стороне Длинного моста. Берлинские ворота была почти полностью разрушены в 1945 году, сохранилась лишь одна боковая стена. От Нейштедтских ворот остался один единственный обелиск.

Бранденбургские ворота Потсдама в своей нынешней форме были построены в 1770 году по приказу Фридриха II. По окончании Семилетней войны старые ворота на этом месте были снесены и заменены новым монументальным сооружением, напоминавшим о победе. Образцом для них послужила триумфальная арка Константина в Риме. У потсдамских Бранденбургских ворот было два архитектора, а потому и два лица. Карл фон Гонтард создал проект фасада, обращённого к городу, а его ученик Георг Христиан Унгер — внешнего фасада. Самые древние из сохранившихся ворот Потсдама — Охотничьи. Они был возведены в 1733 году как северный вход в город. За ними располагался курфюршеский охотничий двор, давший название воротам. Более крупные Науэнские ворота датируются 1755 годом и являют собой один из первых образцов английского неоготического влияния на европейском континенте. Площадь перед Науэнскими воротами сегодня заполнена кафе, ресторанами и барами и стала известным местом встречи потсдамцев и гостей столицы Бранденбурга. Трамвайные пути проходят непосредственно через ворота.

Собрания живописи

Потсдам обладает богатыми коллекциями изобразительного искусства, демонстрирующихся в потсдамских дворцах. В Сан-Суси открыта картинная галерея, построенная по заказу короля Фридриха II в 1755—1764 годах. Она расположена восточнее от дворца и считается старейшим из сохранившихся отдельно стоящих княжеских музейных зданий в Германии. Зал галереи славится роскошью убранства с позолотой сводчатого потолка. Основную часть экспозиции занимают произведения живописи эпохи барокко, маньеризма и ренессанса. В галерее Сан-Суси представлены такие известные итальянские и фламандские художники, как Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Антуан Ватто и Караваджо. Часть фондов галереи была передана в 1830 году в открывшийся берлинский Старый музей. Во время Второй мировой войны коллекция живописи из Сан-Суси была перевезена во дворец Райнсберг. Лишь в 1958 году большая часть трофейного искусства вернулась из СССР в ГДР.

Достопримечательности